Советы по адаптации

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.

 

Бывает так, что ребенок легко входит в группу, но плачет вечером дома, или соглашается идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинает капризничать и плакать. Такое поведение часто приводит родителей в замешательство: что же делать?

 

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

  • тревога, связанная со сменой обстановки: ребенок 3-х лет еще нуждается в усиленном внимании, при этом из привычной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей. В детском саду существует  дисциплина, нормы и правила жизни группы, что в домашних условиях не было так важно. К тому же личный режим дня ребенка нарушается – это может провоцировать истерики и нежелание идти в садик;
  • отрицательное первое впечатление от посещения ребенком детского сада может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания в учреждении;
  • психологическая неготовность ребенка к детскому саду: эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития;
  • отсутствие навыков самообслуживания;
  • избыток впечатлений: в садике малыш испытывает много новых и позитивных, и негативных переживаний, что может привести к переутомлению и, как следствие, слезам и капризам.

 

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям!

 

Советы родителям:

  • необходимо заранее познакомиться с режимом детского сада и постараться максимально приблизить к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи и т.д.);
  • для того чтобы помочь малышу преодолеть коммуникативный барьер, целесообразно постараться научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей, подождать, пока другой ребенок поиграет и т.п.);
  • при предварительном знакомстве с обстановкой группы важно положительно настроить малыша (как много детей, много игрушек, дети весело играют…);
  • безусловно, время пребывания ребенка в детском саду в период адаптации строго индивидуально, однако, не следует в первый же день оставлять малыша надолго.

 

Специалисты-психологи рекомендуют следующую примерную схему:                    

* 1,2 день – на несколько часов; постарайтесь прийти к дневной прогулке, погулять со всеми детьми и уйти домой обедать.

Находиться с ребенком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать, не стоит!

Малышу надо понять, что это – прерогатива воспитателей!

* с 3 по 6 день – заберите ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу.

Опоздай вы немного, и крохе придется пережить несколько неприятных минут тревожного ожидания!

* Со вторника второй недели (после выходных, в понедельник, все еще более щадящий график) малыш уходит домой в полдник;

* и лишь с третьей недели можно пробовать оставлять ребенка в детском садике на целый день;

  • в период адаптации необходимо быть к малышу особенно внимательными и чуткими: ежедневно расспрашивайте его о жизни в группе, удивляйтесь, хвалите ребенка; ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена – малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным;
  • вечером дома желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике: можно с вечера условиться какие игрушки он возьмет с собой, вместе решить какую одежду он наденет утром;
  • в выходные дни стоит придерживаться режима дня, принятого в детском саду, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился;
  • желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад; все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного ждет его там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша и сформировать у него позитивное отношение к дошкольному учреждению.

 

Типичные ошибки родителей:

 

  • неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение: родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны – ведь дома малыш охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для ребенка – это первый опыт, он не мог заранее себе представить полную картину происходящего;

    что плаксивость – нормальное состояние ребенка в период  

    адаптации к детскому саду!

 

  • частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы – это не выход из ситуации. От взрослых требуются только терпение и помощь, ведь все, что нужно малышу – это привыкнуть к новым условиям;

 

  • в первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит планировать важных дел и на некоторое время отложить выход мамы на работу, так как малыш может привыкать к садику 2-3 месяца;

 

  • еще одна ошибка – пребывание в состоянии обеспокоенности и повышенной тревожности: заботясь об общественном мнении, взрослые испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, необходимо успокоиться, так как дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается и им;

 

  • пониженное внимание к ребенку, так же является типичной ошибкой: довольные работой детского сада, некоторые родители облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу.

 

Уважаемые родители!

 

Как можно больше времени проводите с ребенком в этот период его жизни: так мама и папа могут показать, что нечего бояться, потому что они все также рядом!

 

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – знайте, это верный знак того, что ребенок освоился!

 

Сколько времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному, но привыкание к дошкольному учреждению – это также тест и для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности!